Park Kultur


«Фантазии Фарятьева»

Как холодны твои глаза, но не бесчувственны, а просто холодны
Режиссёр — Александра Голикова
Завязка спектакля «Фантазии Фарятьева» проста как мир — искра, буря, безумие с первого взгляда, предложение о замужестве через десять дней после знакомства и… и ледяная тишина с другой стороны.

Спектакль творческого объединения Park Kultur — это снова сказка в условиях реальной жизни с финалом, который пробирает до мурашек. Александра Голикова создает на сцене историю, которая могла бы случиться с каждым — она простая и искренняя. А оттого становится немного страшно — неужели у всех тоже так было?
Несовпадения случаются, но почему так часто?
Павел Фарятьев влюблен в Шуру с первого взгляда, с первого танца и всю ее холодность по отношению к нему воспринимает даже не со смирением — он не видит, что что-то идет не так. Для него Шура совершенна, и он готов быть для нее всем. Но это лишь одна сторона истории.

Потому что пусть Павел Фарятьев влюблен со всей искренностью, думать ни о чем кроме Шуры не может, дышит только рядом с ней, Шура тоже влюблена. Но не в него.
У Шуры (Александра Лобова) была своя жизнь до влюбленности Павла (Константин Трачевский/ Илья Иванов), спектакль начинается именно с нее. Но чем больше проходит времени, тем ярче мы видим тень того, кто на самом деле занимает мысли Шуры. О ком старательно не говорит ее мама, о ком выразительно молчит сестра, о ком разговаривают между строк, между прочим. Потому что кроме Шуриной любви там ничего нет, с другой стороны только игра.

Кажется, что этот спектакль — простая история о несовпадениях. Но есть там глобальная мысль, которая если не ранит, то будто бы проводит шершавым языком прямо по сердцу: кто-то в этой Вселенной пропустил свою очередь за счастьем, и с тех пор все идет вкривь и вкось.

Кто последний за счастьем?
Чем больше раскручивается сюжет, тем больше мы видим, как изначально неустойчивая башня, слепленная из поспешных решений и эмоций, все больше норовит рухнуть. Потому что Шура и Павел совсем не одни. Их тоже окружают люди, готовые увеличивать энтропию на один квадратный метр небольшой советской квартиры.
Тут есть громкая, яркая и шумная мама Шуры (Екатерина Десятникова), которая хочет своей дочери только добра, но, кажется, слишком сильно с этим старается.

Она хорошая, честная и бесхитростная и, возможно, говорит правильные вещи. Но Шуре, ослепленной разбитым сердцем, оглушенной внезапой любовью не от того человека, немного не до нее.

Есть Люба (Кира Азаренко). И это то ружье, облеченное в тело юной рыжей девушки в полосатом свитере, которое выстреливает в самое сердце. Она чем-то схожа с Павлом в своей ослепляющей жажде чувствовать и жить, сказать все, что думает прямо сейчас. И каждое ее появление — это буря эмоций. Но ее беда в том, что она второстепенный персонаж даже в собственной жизни. Она это знает и чувствует, но ничего поделать не может. И ей остается только верить, что придет и ее время.

Ну и, конечно, один из самых трогательных персонажей спектакля — тетя Фарятьева (Арина Измайлова). Это вовсе не ничего не понимающая старушка. Наоборот, это персонаж настолько принимающий этот поток безумия, ворвавшийся в ее неспешную жизнь вместе с влюбленностью племянника, что хочется отдельно сказать — она в порядке. Слишком мудрая, чтобы вмешиваться в эти дела молодые, слишком заинтересованная в счастье Павла, чтобы сидеть сложа руки. А оттого она — сочетание родительской любви и голоса разума (кто бы ее еще слушал).
Это просто жизнь
Бытовые ситуации тоже могут быть трагичны. И «Фантазии Фарятьева» тому подтверждение. Иногда даже самая искренняя забота может стать удавкой на шее, а любовь, если она не от того человека — последней каплей. Но несмотря на это, не может быть все плохо.
Поэтому спектакль насквозь комедийный. Это проявляется в мелочах — во внезапных появлениях Любы посреди напряженного монолога, мамы с чаем во время признаний в любви, синей тянущейся каши вместо ужина у тети или все оттенки мема «о как» в середине разговора. Эта человечность, удивительная магия несерьезности посреди хаоса добавляет жизни. Потому что в реальности все так и происходит — никаких драматических диалогов под грустную музыку, обязательно что-то пойдет не так и рассмешит.
«Фантазии Фарятьева» — это о любви и нелюбви. Всем, что с этим связано — равнодушии, ссорах, танцах под любимые песни, долгих разговорах и очевидно неверных решениях, сделанных сердцем.

И смотреть его нужно всем тем, кто умеет чувствовать и любить.

Шеф-редактор: Марго Мурадян
Фоторепортаж