Мюзиклы Ольги Вайнер


«Воздух 2112»

«VDOX» – это человечно
Режиссёр — Ольга Вайнер, Александр Гоптарь
5 апреля на площадке Москонцерта прошла презентация мюзикла-антиутопии «Воздух 2112» в режиссуре Александра Гоптаря. И это редкий случай, когда можно было увидеть что-то в духе киберпанка с обилием неонового света, который был на сцене не только стараниями световиков, но и костюмеров. Даже костюмы хэлп-агентов светились неоном, ещё больше погружая в атмосферу будущего.
Сюжет мюзикла чем-то напоминает любимые всеми подростковые антиутопии. Когда есть очевидно злое зло и в противовес ему чистое в помыслах сопротивление этому злу. И обязательно главный герой, которого волею судьбы забрасывает на баррикады войны с устоявшейся системой. По классике жанра, уже к концу первого акта все оказывается не тем, чем казалось изначально, а персонажи теряют свой утрированный окрас, превращаясь из белых и черных в жизненно серых.

Ольга Вайнер создает интересный авторский мир (а может, заглядывает в наше не столь далекое будущее), где воздух на планете сильно загрязнен, а каждый вдох сокращает время жизни.
Корпорация «VDOX» продает подписку на воздух и предоставляет персонального хэлп-агента – искусственный интеллект, помогающий во всех жизненных вопросах. Но вместе с тем компания собирает поведенческие и биометрические данные пользователя подписки и передает их искусственному интеллекту «Оракул», который отбирает лучших людей для полета на новую планету, на которой есть чистый воздух.
А вот те, кто эту подписку позволить себе не могут, живут недолго, отстранены от всех благ и остаются на отшибе цивилизации.

В сюжете мы видим всем нам знакомый образец тоталитарной системы, контролирующий каждую сферу жизни человека и диктующий, как стоит жить, чтобы оказаться в числе достойных.
Проснувшись однажды, Эл (Артём Елисеев) обнаруживает, что его подписка была прекращена и он не может ни попасть на работу, ни пополнить баллон с кислородом на зарядной станции. Но ему везет — он встречает девушку Дор (Анастасия Вивденко), которая помогает ему наполнить баллон из, казалось бы, благих побуждений. Последний случай отмены чьей-либо подписки был годы назад, и сейчас сложно поверить, что такое возможно. Дор ведет Эла к сопротивлению. Может быть, там хакеры помогут разобраться, что случилось с его подпиской? А если это поможет в борьбе с системой?

Как и у любой подобной истории, глава сопротивления – яркий персонаж. Фауст (Сергей Смолин) – хакер в футуристичном костюме, принимающий внезапного гостя в штыки. Чем же этот персонаж так интересен? Как минимум тем, что в двух разных составах на сцену в этих ролях выходят и Сергей Смолин, и Юлианна Савченко. Внезапное разнообразие составов, которое нельзя пропустить. И именно к этому персонажу относится один из самых неожиданных сюжетных твистов.
Эл оказывается шокирован тем, что существует сопротивление, разрабатывающее план взлома системы искусственного интеллекта «Оракул». Но еще больше он шокирован тем, что спасшая его Дор – приемная дочь одного из глав Корпорации.

Эл встает перед сложным выбором – оставить все как есть, но обречь этим всех людей без подписки на медленную смерть, или попытаться помочь сопротивлению взломать систему, чтобы каждый мог получить шанс дышать на новой планете, но рискнуть жизнями всех, кто пойдет за ним.

«Больше, чем нужно, не навреди»
Искусственный интеллект тоже внезапно играет куда более важную роль, чем просто помощника одного из глав Корпорации – Лютера (Константин Барышников). Это куда более сложная система, держащая под своим контролем все и действующая во благо человечеству как таковому.

Отдельно хочется упомянуть ансамбль, балет и миманс, которые создают особую атмосферу на сцене. Разнообразие танцевальных стилей лихо переносит зрителя из одной сцены в другую. Красиво будет всем — и фанатам крампа, и ценителям хай хилс.
Но и о минусах постановки поговорить тоже стоит. Точнее, даже не минусах, а практически преступлении против прекрасного. И сейчас мы говорим о том, что Лютер все время ходит в маске, закрывающей половину лица, и избавляется от нее лишь на своей финальной арии.

Картинка на сцене яркая, красочная, динамичная. Дающая ощущение того самого приятного футуризма, который и ждешь от антиутопии. Проекции на опускающемся на арьерсцену экране решают довольно непростую проблему — не только делят одно пространство на две локации, но и показывают код искусственного интеллекта, передают то нематериальное, что сложно показать.
На «Воздух 2112» определенно стоит идти, если хочется чего-то в духе «Трона» и «Бегущего по лезвию», но с добавлением космической темы.
Автор: Анна Зима
Фото: Екатерина Шторм